понедельник, 1 апреля 2019 г.

                                         Александр

Мальчик, родившийся в хороший -- солнечный и сухой -- сентябрьский день (или  в лунную ночь -- как через тридцать лет в тот же период родится его средний сын), был назван родителями совершенно точно. Сейчас это очень взрослый человек -- поистине Александр -- высокий, статный, раньше -- с темными волосами ниже плеч, забранными в богемский хвостик, с вдумчивыми глазами художника и его же (художника) аристократичными руками, которыми Саше приходилось позировать перед однокурсниками на натурных уроках отделения живописи Челябинского художественного училища.
Прежде всего талантливый художник и отец молодого семейства, а также учитель изо и труда одной из гимназий Центрального района идет от школы до дома и только успевает поворачивать голову и приветливо кивать на:
-- Здравствуйте, Александр Андреевич!
Невозможно художнику заниматься чистым искусством, даже если голова его полна увлекательных идей, потому что в доме ждут у дверей трое смешных шумных детей, которых надо кормить, одевать и покупать им игрушки.
Последние, впрочем, папа умеет делать сам -- это машинки и автобусы о четырех колесах и крутятся они, как положено, а на Новый год он изготовил для старших  два настоящих боевых меча, с которыми они (Федя -- Черный ниндзя, Ваня -- Кот в сапогах) ходили на елку в  театр Пушкина и там вволю сражались в красивых мраморных интерьерах на этих замечательных мечах -- спасибо, папа!

Младшего, Мишеньку, папа носит еще на руках. И бабушка (это я – по маминой линии) с Мишей по окончании недели все смотрят и смотрят в окно: не идет ли папа? Потому что одной маме не по силам дойти с тремя детьми от первого своего дома до второго. Потом папа сядет, наконец, передохнуть перед компьютером, но кто-то из его маленького отряда обязательно подлезет к нему с дивана и ляжет на закорки, тоже уставившись в экран, а он (папа) будет продолжать сидеть спокойно и покорно, своя ведь ноша -- не тянет.
… Я держу в руках недавно отпечатанную линогравюру для обложки книги о военных летчиках и не могу понять, как вырезанная на куске линолеума специальными резаками картина дает такое реальное ощущение неба -- неоднозначного, напряженного, грозового  -- и движение истребителя в нем. А откроешь форзац этой книги, и окажешься прямо под брюхом боевого Як-1 («ястребка») высоко над землей среди облаков. Летчики-штурмовики, тяжелые машины которых сопровождали и прикрывали  истребители, называли их «маленькими». Ничего себе маленький! (Такой он только у Мишеньки в руках – деревянный, который сделал папа.)
Черно-белые, лаконичные, с мириадами линий и черточек графические листы Александра Созыкина – это настоящее, это магия, без которой нет искусства (литературы, кстати, тоже), и он владеет ею -- выпускник Красноярского государственного художественного института по специальности графика. Если затянет со сроками, будет резать день и ночь, что потом некоторое время не сможет поднять руки -- магия ведь не возникает сама по себе, из воздуха.
Диалог: «Почему ты пошла на искусствоведение, ведь ты хотела стать художником?» -- «Я слишком цинична для этого, и у  меня нет искры внутри».
Серию офортов о любви Саша делал еще на первом курсе института, только овладев новой техникой. Тогда его глаза были воспалены то ли от сложной работы, то ли от чувства, его переполнявшего, которое вылилось в чувственную историю о двоих, было воплощено иглой на цинковой  пластине, вытравлено кислотой, а уже потом отпечатано на бумаге. Через несколько лет эта серия поможет ему оформить книгу о любви «Облако рай…», от которой тоже может кружиться голова, как от всякого живого сильного чувства. Уж художник-то это знает...
Картина по легенде об Икаре дала Александру начало дипломной серии линогравюр из семи работ под названием «Мечта о небе», которую выставляли затем в Красноярском художественном музее имени Сурикова.
А как мог назвать свою авторскую студию выпускник художественного вуза, приехавший в Сибирь с Урала? Конечно, «Серебряное копытце» -- из Уральских сказов о богатой сокровищами земле с медными горами и синими озерами. Здесь он по-прежнему учит детей, в 2011 году из лучших работ выпустил набор новогодних открыток «Зимние истории» и во времена расцвета студии каждый сезон верстал свой журнал, где была показана ее увлекательная жизнь в просторной светлой мастерской, уставленной новыми мольбертами,  работы учеников, а также познавательные факты и эссе о художниках на понятном детям языке.
В это время Александр много работал творчески и успел оформить свою персональную выставку «Космическое чаепитие», а потом трудовая неисповедимая дорога привела его в школу, где кроме преподавания он берется за любую оформительскую работу, делая масштабные фрески в школьных коридорах и в других образовательных учреждениях. В институте усовершенствования учителей несколько лет проводил мастер-классы.
В последние (как сейчас стали суеверно говорить -- крайние) два года как-то естественно и гармонично соединились в его деятельности два умения -- художественное и ремесленное. Спасибо дедушке-фронтовику Ивану Анисимовичу -- он научил Сашу работать руками. В гимназической мастерской, уставленной теперь станками, у него порядок: мальчишки с увлечением работают с деревом -- делают разные предметы по эскизам Александра Андреевича, которые вызывают у них живой интерес. Девочки приходят, просят:
-- Александр Андреевич, возьмите нас к себе!
Теперь следующий шаг -- организовать не просто художественную школу, каких в городе много, даже чересчур много, а школу-мастерскую, где можно воплощать свои идеи уже более материально, но по-прежнему на хорошем художественном уровне. А как назвать -- «Серебряное копытце»? Ведь стилизованный козлик на визитках Александра Андреевича Созыкина все выбивает и выбивает своим волшебным копытцем драгоценные каменья… а чистому высокому искусству еще придется подождать.
 Три года назад (кажется точно в это же время) Саша за чем-то пришел к нам. Стоя внизу, поздоровался, не поднимая глаз. Я понимала его состояние -- в Челябинске умерла его мать. Я приготовилась сказать ему, что обычно говоря в таких случаях: Мне очень жаль, приношу соболезнование, держись... но сказала только: Здравствуй, Сашенька.


Елена МИХАЙЛОВА.








Комментариев нет:

Отправить комментарий